пятница, 13 апреля 2012 г.

РИЧАРД ХАММОНД О ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ




Появление цифрового фотоаппарата изменило множество вещей для многих людей.
Конечно, этот тип фотографии изрядно подпортил бизнес тем компаниям, которым мы когда-то носили наши плёнки на проявку. Ещё «цифра» убила то прекрасное чувство ожидания – когда конверт с недавно отпечатанными снимками бросали вам в почтовый ящик – а потом оказывалось, что получились всего лишь нерезкие снимки дождливого дня в Корнуолле. 
Но, благодаря цифровой революции, мне больше не нужно часами скрючившись торчать в душной комнатушечке под лестничным пролетом, обмакивая листы фотобумаги в проявителе и фиксаторе, чтобы получить снимки с плохой экспозицией, снятые на пленку Ilford Fp4. В итоге получались такие фото, что я мог бы себе сделать имя весьма креативного визуализатора. 
 
 
В любом случае, факт остается фактом: теперь мы можем фотографировать при помощи цифровых фотоаппаратов и телефонов, щёлкая без счёта направо и налево, хотя раньше мы каждый раз жалели о любом потраченном впустую кадре, ведь на пленке было всего-то 12, 24 или – если вы уж совсем разошлись - 36 возможностей поймать тот заветный победоносный кадр. 
 
Думаю, что появление цифрового фото – это хорошо. Наши фотографии стали свободнее, проще, мы меньше задумываемся над их созданием и ещё – пусть мои слова не прозвучат, как речь студента академии живописи – фотография теперь в большей степени раскрывает отношения между нами и предметами, а также огромным миром вокруг нас. Миллионы различных и непохожих друг на друга жизней будут показаны в бесконечном потоке качественных снимков, на которых отображены каждая вечеринка, каждый курьезный момент, каждая потеря, каждый успех, а также минуты радости, боли и скуки. 
 
Именно эти на первый взгляд ничего не стоящие снимки нашей повседневной жизни в будущем помогут нам более детально вспомнить о нашей жизни. Всё это далеко не ново и вполне очевидно для той братии фотолюбителей, которые ежемесячно наполняют этот журнал отлично сделанными фотоснимками. Но я готов поспорить о том, что величайшая перемена, привнесенная цифровой фотографией, заключается не в том, как мы фотографируем, а в том, как мы храним фотографии. Не знаю, как у вас, а у меня в телефоне уже мало памяти осталось для хранения такой ерунды, как номера телефонов, ведь вся память тут забита под завязку фотографиями. 
 
 
Раньше мужчины такие фото носили в кошельке. Солдаты хранили бы снимок возлюбленной в нагрудном кармане гимнастерки. Сейчас можно хранить уйму снимков – такое количество в печатном виде заняло бы с верхом целый рюкзак. У меня на телефоне тысячи фото. Есть фото моей жены и детей, несколько фотографий моего дома и один снимок – почему он там, лучше объясню в другой раз – на котором запечатлены Джеймс Мэй и Джереми Кларксон, оголившие зады на диване, пока южноафриканская медсестра делает им уколы. 
 
Но большинство из 2 986 фото на моем телефоне – это снимки моих машин и мотоциклов – как тех, которые у меня есть сейчас, так и тех, которые уже давным-давно перешли в другие руки. И тут не по одному снимку каждой машины, а десятки. Жизнь каждой моей машины, пока она была в моем владении, запечатлена в поразительно мельчайших подробностях: красивейшие снимки авто или мотоцикла, сделанные с лучших для них ракурсов, фото самых соблазнительных деталей, снимки нас обоих на праздниках, дома или запечатлевшие нас в интимный момент ремонта или техобслуживания. Я часто просматриваю эти фотографии, когда мне нужно проиллюстрировать мой разговор или дать фотосправку – что вызывает в основном несомненный восторг и восхищение тех, кому я их показываю. 
 
Учитывая впечатляющие возможности хранения данных цифровых носителей, думаю, нам кое-чего не хватает. Я ношу фото моей машины с собой, так почему наши машины не носят наши фотографии? Какую замечательную и полезную информацию мы бы могли получать, если бы при покупке подержанной машины мы имели возможность просмотреть фото всех предыдущих владельцев, хранящиеся на электронном чипе, встроенном, скажем, где-то на панели приборов. Например, оказалось бы, что вот эта маленькая старушка неплохо гоняла, но вместе с тем не соблюдала интервалы между техобслуживанием – хотя рекламное объявление убеждало нас в обратном. 
 
 
Что, если бы вы кого-нибудь узнали? Или они были бы похожи на вас. Такой метод придал бы автомобилю контекста, некого смысла, и подарило бы ему его собственное прошлое. Хотел бы я увидеть всех тех, кто с 1962 года был хозяином моего старого Jaguar E-Type – стоит только посмотреть на модные тогда усы и плоские кепи. С таким подходом машина попадала бы к вам в руки, имея свою богатую историю – и чем богаче, тем лучше. Идея эта могла бы помочь рынку подержанных автомобилей и сохранить рабочие места. 
 
Нужно ввести такую систему. Возможно, это произойдет в этом году. 
 
Статья впервые опубликована в февральском номере журнала “Top Gear” за 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий